Меню

«неМЫ» — терапия души от Светланы Бутузовой

By In Рецензии, Спектакль, Театр, Театр танца On 15.03.2018


14 марта в Севастопольском академическом театре танца состоялся пластический спектакль Светланы Бутузовой «неМЫ». Эксперимент, ставший откровением. Загадка, состоящая из аллегорий. Лабиринт с препятствиями к своему «я». Дать чёткое определение тому, что происходило на сцене, практически невозможно. Когда личная боль и переживания раскаляют эмоции до предела, а эмоции берут верх над словами, в игру вступает тело. А телом невозможно соврать. 26 молодых парней и девушек бросили вызов своим страхам. Но была ли эта битва? Скорее – терапия, дающая надежду.

В последнее время в Севастополе получает развитие такой жанр, как пластический перфоманс. Театр здесь является всего лишь вспомогательным механизмом, а на первом плане — эксперимент над самим собой, где гармонично существуют личное и социальное. Непрофессиональные актёры выходят к зрителю и давят на болевые точки времени и общества. В центре всего один вопрос – как им жить в этом обществе? Как совместить окружающую реальность со своим мироощущением? Ранее тема человека и общества уже поднималась в спектаклях-перфомансах Натальи Слепченко – «Старые ботинки» и «Зал ожидания». Поиски в этой области продолжила танц-терапевт Светлана Бутузова, поставив пластический спектакль «неМЫ».

Одна из основных задач танц-терапии – научить человека чувствовать своё тело, дать ему возможность наладить с ним диалог. Новые движения приносят новые чувства, что позволяет скорректировать свою эмоциональную связь с миром. Часть наших зажимов и блоков живет не в голове, а в теле. А ведь пластика способна раскрыть весь внутренний потенциал человека, при условии, что отсутствуют внутренние блоки. Через определенные движения эти блоки снимаются, и происходит не только терапия тела, но и души. Этот принцип исцеления лёг в основу пластической постановки Светланы Бутузовой «неМЫ».

26 молодых парней и девушек однажды пришли к Светлане и рассказали о своих внутренних конфликтах, проблемах и страхах. Всё что началось после – театрализованная танц-терапия и непростой извилистый путь к самому себе. Аллегоричная форма общения со зрителем превратила перфоманс в изящный спектакль-загадку. И не важно, разберешься ли ты до конца в тонко выстроенной системе образов и символов.

В какой-то момент начинаешь просто получать эстетическое удовольствие от визуального ряда. Спектакль условно поделён на философские новеллы, где поднимаются темы человека и общества, толпы и личности, адаптации своего «я» в современном мире. И, конечно, молодые люди не могли пройти мимо одиночества, жажды счастья и любви – как взаимной, так и нет.

Проникновенные тексты о сокровенном были созвучны с невероятно чувственной пластикой. Пространство сцены осваивалось с помощью самых разных выразительных средств: пока одиночки вещали миру, общество решало свои вопросы; пока мир лишался души и разума, двое пытались сохранить свою любовь; пока одни искали, другие осуждали.

Многие этюды звучали как наболевший вопрос – как жить в обществе, которое существует по чётко заданной программе? Что, если твои убеждения идут в разрез с этими правилами? Оставаться неМЫм или заявлять свою позицию и идти по пути одиночества? Все эти зарисовки были созданы на языке тела, искренность которого вне сомнений. Слова были лишь незначительными штрихами к общей картине жизни. А истинным и неповторимым художником являлась пластика.

Такая коллективная исповедь была очень тепло принята зрителями. Пожалуй, в гуле аплодисментов тонули последние слова внутреннего монолога каждого из актёров. Скорее всего, это были слова, подводящие итог большого и непростого пути – пути к самому себе. Спектакль «неМЫ» Светланы Бутузовой стал для этих парней и девушек последним отрезком запутанного лабиринта из собственных страхов и сомнений. Выход найден. По крайней мере, хочется в это верить, ибо на поклоне они улыбались. Искренне. Значит, всё хорошо. Значит, жизнь продолжается.

Арсений Веденин
Фото автора