Меню

«Дневник её мужа»: что сделала нелюбовь с Оксаной Тяганян

By In КИЦ, Рецензии, Спектакль, Театр, . . . On 28.06.2018


27 июня на сцене КИЦ в рамках театрального фестиваля «Zакрытый покаZ» состоялась премьера психологической драмы Андрея Маслова «Дневник её мужа». Пронзительную историю женского одиночества, пронесённого через всю жизнь, рассказала актриса театра «Психо Дель Арт» Оксана Тяганян. Весь спектакль – это болезненное блуждание по тёмным закоулкам искалеченного сознания главной героини. Путешествие Ксюши начинается на самом дне: ей за 50, точка невозврата давно пройдена, а душу разъедает одно желание – устроить этому миру настоящую Хиросиму…

Всё происходящее на сцене, можно уместить в одно страшное слово – нелюбовь. Разрушительные последствия этой душевной опухоли зритель мог наблюдать с первых минут. Пустые бутылки из-под алкоголя, ночные кошмары, полубезумные интонации, обреченность в глазах – детали пазла под названием «женское одиночество» практически сразу сложились в цельный образ. Далее, перед Оксаной Тяганян стояла невероятно сложная задача – пронести его через все слои спектакля. Предстоял сложный путь – от спившейся женщины, ненавидящий весь мир, к юному, наивному созданию, ещё не познавшему жизнь.

Для непрофессиональной артистки миссия невыполнима, скажете вы? Как бы не так. Прекрасный возрастной грим, созданный Неллей Белковской, вряд ли бы произвёл нужный эффект, если бы на каждом жизненном этапе не была своя характерная голосовая подача. Но в каком бы возрасте не представала героиня, везде на поверхность прорывались нотки нарастающего безумия и испепеляющая боль от удушающей безысходности. И здесь уже можно говорить не просто об определенных артистических способностях Оксаны Тяганян. Если не брать во внимание технические навыки, которые есть только у профессиональных актёров, то Оксана справилась со своей задачей талантливо. Пройти электрическим током через всю историю и искрами зацепить зрителей – это, безусловно, талант.

Зрители театра драмы «Психо Дель Арт» хорошо знакомы с этой артисткой по спектаклям «Бал Мессира» (Маргарита), «Донька» (Анька), «Мессалина» (Сцилла). Оксана Тяганян будто запомнила эмоциональный фон каждой своей актёрской работы, вязала из неё самое «вкусное» и привнесла в спектакль «Дневник её мужа». Более того, героиня Оксаны убедительно показала, что её супруг Бабанин бросил не просто красивую женщину, умеющую любить. Бабанин отказался от абсолюта. Жизнь тянет спившуюся Ксюшу на дно, а тусклое пространство рассекает её чистый и лёгкий вокал, где и мольба, и желание, и обреченность: «Обiйми мене, Обiйми мене, Обiйми…». Свои щупальца протягивает кризис среднего возраста, а она забывается под ритмы фламенко, сливаясь со своим одиночеством в едином порыве. А когда призраки рухнувших надежд обступают её со всех сторон, Ксюша играет для них на старом рояле. Даже в кромешной тьме пальцы находят нужные клавиши, чтобы воспроизвести гимн безысходности – «Реквием по мечте».

Конечно, нельзя не отметить некоторые интересные режиссёрские решения. Когда героиня начинает разговаривать с радиоприёмником, откуда, как из потустороннего мира, доносится голос Бабанина, невольно задумываешься над тем, сколько стадий у сумасшествия. Показан довольно мощный виток безумия и ему склонен верить. Помимо всего прочего, нагнетание общей атмосферы достигается психоделичным видеорядом, ярко демонстрирующим воспалённое сознание главной героини. В беспорядочной хронике из далёких 90-х мелькают порой совершенно жуткие образы, с которыми Ксюша явно не раз встречалась в своих ночных кошмарах. Но когда хотелось сосредоточиться на эмоциональном монологе актрисы, эти артхаусные девочки из «палаты № 6» начинали откровенно раздражать.

А вот за видеовставки с моментом первой встречи Бабанина и Ксюши – спасибо. Режиссёр предлагает зрителям два варианта развития событий. Всё очевидно, всё просто – выбор определяет судьбу. Мы и только мы отвечаем за сценарий своего пребывания здесь. Бродя по руинам своей жизни, главная героиня приходит к самому началу. Однако никогда не поздно, находясь у точки отсчёта, нарисовать в своём воображении тот самый путь, который хочешь пройти.

Но разве возможно предусмотреть все роковые повороты? Ксюша, как и многие 18-летние девочки, делала выбор сердцем. В итоге, самый ненадёжный орган покрылся трещинами, зарос паутиной и лишь изредка, в часы ночных воспоминаний, подаёт признаки угасающей жизни. Завет спектакля Андрея Маслова ясен как день: женщину надо ценить, женщину надо любить, ибо нелюбимая женщина – это атомная бомба замедленного действия. Любовь – это полёт, и нелюбовь – это тоже полёт, но только в пропасть. А срываясь вниз, божественное создание, лишённое тепла и заботы, способно к жутким трансформациям.

«Бабанин!!!» — исполненный боли и ужаса крик в финале вырывается из уст Оксаны Тяганян. Он словно прожигает все временные пласты, пронзает все пространства и летит в самую суть нашего мира – любовь. Она призвана спасать всё живое, но эта неуправляемая стихия способна и на тотальное уничтожение. Ведь за каждым женским одиночеством, за каждой искалеченной судьбой стоит свой Бабанин. И, пожалуй, у каждого Бабанина была своя Ксюша. Подобный пронзительный крик о помощи мы часто выпускаем на волю. И, возможно, он найдёт своего адресата. Но исходя из опыта героини «Дневника её мужа», ответьте себе честно на простой вопрос: хочу ли я, чтобы меня услышали?

Арсений Веденин
Фото Власты Ненашевой, Ольги Бурцевой, Ольги Мальцевой