Меню

Артём Макеев напишет тринадцать писем к Богу

By In КИЦ, Рецензии, Спектакль, Театр имени Кукол On 07.06.2018


16 июня Театр имени Кукол КИЦ представит на суд севастопольцев и гостей города необычный спектакль. Абсолютно не кукольный. И даже не спектакль, скорее – разговор по душам. «Оскар и Розовая Дама» — это откровенная и доверительная беседа, адресованная всем, кто готов заглянуть внутрь себя. Художественный руководитель театра Артём Макеев не просто перевёл роман Эрика Эмманюэля-Шмитта на сценический язык, но и очень честно прожил эту трогательную историю. Жажда жизни перед лицом смерти ещё никогда не подавалась настолько тонко и глубоко. По крайней мере, в севастопольском театральном пространстве. 

Забудьте всё, что вы до этого видели в Театре имени Кукол. Пространство тёмной сцены освещает настольная лампа, на столе – пачка писем и всё внимание зрителей в руках одного актёра – Артёма Макеева. Ни кукол, ни красочных декораций вы не увидите. Камерный формат общения здесь обрастает новыми гранями. Сам по себе минимализм оформления спектакля призывает к очень личному и серьёзному разговору. Ничто не отвлечёт внимание зрителя, пока в свете лампы будут проживаться 13 писем к Богу, 13 откровений 10-летнего Оскара, умирающего от рака. Когда счёт идёт на дни и финал земного пути всё ближе, а жажда жизни всё сильнее, остаётся прожить эту жизнь внутри себя. Месяцы, годы и десятилетия отдаются бумаге, а оттуда в космос, где даже 100 лет – не больше, чем миг.

В суете дней мы очень редко задаёмся какими-то насущными вопросами. Современные бешеные ритмы диктуют свои правила, соблюдая которые, почти никогда не удаётся осмысленно взглянуть на пройденный путь. Наша жизнь распланирована на месяцы, а то и годы вперёд. Варясь в будничных заботах, мы параллельно существуем в мистическом «завтра», где наконец-то начнём жить. Становясь заложниками «понедельников», мы так и не можем прийти к этой точке отсчёта. Но мы ведь обязательно к ней придём? Ведь впереди ещё столько времени, да? Моноспектакль «Оскар и Розовая Дама» размеренно и неспешно демонтирует эту выстроенную теорию жизни и оставляет нас наедине с фундаментом.

Один за другим минуя временные пласты, Артём Макеев будто на руках проносит маленького Оскара через всю жизнь и наделяет его своими, очень личными эмоциями. Благодаря этому, образ героя Эрика-Эмманюэля Шмитта приобретает общечеловеческий масштаб. Мы часто проживаем определенную жизнь в своём воображении. И, конечно, мы ещё сравним ожидания и реальность. Завтра или через 10 лет. Судьба лишает Оскара такой возможности. Он начинает жить в том самом мистическом «завтра», но делает это максимально честно пред собой и перед Богом. У него осталось совсем немного рассветов, а ведь хочется испытать чувство первой любви, побыть чьим-то мужем, отцом.

Пока 10-летний Оскар проходит свои 13 шагов от рождения до смерти, наступает осознание очевидного. Мы не знаем границ своего земного существования, но это не освобождает нас от ответственности – за свою жизнь, за жизнь своих близких. Жить так, как будто завтра никогда не наступит – чаще всего этому правилу начинают следовать, когда финал уже маячит на горизонте. Главный завет «Оскара и Розовой Дамы» — жить здесь и сейчас, ценить каждый пройденный шаг и не предавать своё божественное начало.

Этот спектакль – очень глубокая боль Артёма Макеева за современное общество, система ценностей которого больше смещается в сторону материального, нежели духовного. Он ничего не играет, а просто являет зрителю весь спектр своих переживаний за этот несовершенный мир. Но Артём Викторович делает это настолько талантливо и с такой самоотдачей, что по завершению диалога начинаешь осознавать весь масштаб своих внутренних изменений, которые ещё только предстоят. Ведь начало пути к самому себе – это очень долгая история перерождения. Когда после финальной фразы гаснет свет, ты понимаешь, что уже стоишь на этой дороге. Артём Макеев тебя просто взял за руку и повёл за собой.

Маленький Оскар нас покидает, но прощание с ним заставляет задуматься – начиналась ли моя жизнь, как таковая? И даже подступающие слёзы внутреннего очищения не превращают этот спектакль в душераздирающую драму. В сердцах глубоких и думающих зрителей эта история навсегда обретёт статус самой жизнеутверждающей притчи о каждом из нас. Нужно ли это увидеть? Безусловно. Чтобы стать чуточку мудрее и счастливее.

Арсений Веденин
Фото Екатерины Мокрецовой